Карчагин
Активный пользователь
Для начала немного истории.
История человечества насчитывает более 300 тыс. лет. Большинство из которых человечество прожило в бесклассовом обществе, при отсутствии государства, денег и частной собственности. Это было обусловлено неразвитостью орудий труда, необходимостью участия всех членов общества в добывании средств к жизни и не позволяло какой-то части общества быть вне этого процесса. Племя сообща добывало средства к жизни и распределяло их между всеми членами общества. Этот период называют ещё первобытным коммунизмом. Лишь последние 5 тыс. лет человечество живёт в обществе разделённом на классы.
С развитием орудий труда появилась возможность, когда несколько человек могли не только обеспечить себя средствами к жизни, но и прокормить ещё другого человека. В силу различных исторических обстоятельств, по большей части по средствам применения силы, часть общества стала рабовладельцами, а часть рабами. Началась эпоха рабовладения.
Дальнейшее развитие средств производства и классовая борьба привели к смене общественно-экономической формации. Наступила эпоха феодализма. На место рабовладельцев встали феодалы (помещики), рабы стали крепостными крестьянами. Помещик предоставлял крестьянину участок земли, на котором тот производил необходимые для своей жизни средства, а определённое количество времени крестьянин должен был бесплатно обрабатывать землю помещика (барщина).
С развитием промышленности возникла необходимость в свободных рабочих. Нарождающейся буржуазии нужны были крестьяне освобождённые от помещичьей зависимости. Самой буржуазии нужна была независимость от монархии, нужно было право частной собственности. В конце концов, для дальнейшего развития, буржуазии понадобилась власть. По миру прошла череда буржуазных революций, что привело к смене феодализма на капитализм. Появились новые классы,- капиталисты и пролетариат. В отличии от крепостного рабочий не имел ни участка земли ни иных средств производства. Средства к существованию он мог получить только работая на предприятии капиталиста продавая ему свою способность к труду. В течении рабочего дня рабочий какую то часть времени по сути работает бесплатно (вместо барщины) создавая прибавочную стоимость капиталисту. Зато рабочий получил полную свободу и независимость от конкретного капиталиста.
О том, что общество может быть устроено по иному, на принципах действительной свободы и социальной справедливости, различные философы стали рассуждать задолго до Маркса. Однако лишь Марксу удалось доказать, что капитализм непременно будет сменён другой общественно-экономической формацией, коммунизмом.
Меньше века прошло с образования первого государства, где была установлена власть трудящихся. Этим путём прошли уже десятки стран мира и некоторые из них по сей день идут путём построения коммунизма. Мир ещё только вступает в новую общественно-экономическую формацию. При этом надо иметь в виду, что такой формации, как социализм не существует. Социализмом принято называть первую фазу коммунизма, а вернее сказать - переходный период от капитализма к коммунизму. Социализм это уже не капитализм, но ещё не коммунизм. В нем присутствуют формы и капитализма и коммунизма. И от того, какие тенденции одержат верх, зависит сможет ли общество преодолеть переходный этап или произойдёт контрреволюция и общество вернётся к прежней общественно-экономической формации.
________________________________________
Я всегда стараюсь стремиться к тому, чтобы обсуждение уходило от обывательского трёпа и приближалось, если уж не к научному, то хотябы к аргументированному обсуждению.
Современное общество это капиталистическое общество. Общество, в основе которого лежат частная собственность на средства производства и наемный труд. Экономическая история капитализма представляет собой концентрацию и централизацию капитала в руках немногих, разорение мелких собственников в пользу крупных, превращение большинства населения в не имеющих экономически значимой собственности наемных работников. На рубеже ХІХ и ХХ веков этот процесс приобрел новое качество – на смену свободной конкуренции пришло господство монополий, концентрирующих процесс производства и технологии. В середине ХХ века торговые, а затем и производственные монополии переросли национальные рамки и превратились в транснациональные корпорации.
Капитализм не может замереть на какой-то точке, он должен постоянно двигаться по нарастающей. Сейчас ситуация такова, что развитие капитализма достигло предела. Такая ситуация складывалась уже не раз. Первый раз в начале 20 века и это спровоцировало первую мировую войну. Второй раз это было в 30-х годах и спровоцировало вторую мировую войну. Третий раз это было в 70-х годах, и спасением капитализма стало крушение социализма. И вот вновь ситуация, когда невозможно развиваться в достигнутых пределах.
Чтобы одни капиталисты могли развиваться, другие капиталисты должны уйти со сцены. Проще говоря должен произойти новый передел мира, который не возможен без большой войны. Но и это только на какое-то время лишь продлит жизнь капиталистической формации. Капитализм себя исчерпал. Обществу для дальнейшего своего развития необходим переход в новую общественно-экономическую формацию. Необходима революция.
_________________________
Обывательское представление о революции сводится к тому, что некой группе людей захотелось устроить переворот, кого-то свергнуть и самим придти к власти.
Для начала надо определиться с понятиями переворот и революция. Любая революция – это переворот. Но не всякий переворот есть революция. После смерти Петра Первого в России была целая череда переворотов, но ни кто не говорит, что это была череда революций. Революция (не только в общественной жизни) – это качественное изменение в определённой системе. Качественное в том смысле, что изменяется не количество или что-то подобное, а именно качество. При этом это качественное изменение имеет прогрессивный характер. Если развитое буржуазное общество вдруг вернётся к рабовладению, то это, конечно будет качественным изменением системы. Но это будет не прогресс, а регресс.
___________________________________
Общественно-экономические формации (ОЭФ) меняются не по воли отдельных людей, а вследствие развития производительных сил общества, когда существующий способ производства уже не может обеспечить дальнейшие изменения производственных отношений под возрастающие требования производительных сил.
Необходимые изменения в производственных отношениях (в первую очередь отношений собственности) неизбежно ущемляют интересы действующих сособственников средств производства. Поэтому они, как господствующий в обществе класс, противодействуют такой смене. Это тормозит развитие экономики в целом, что ведёт к стагнации и неизбежному спаду уровня жизни широких слоёв населения.
Если дальнейшее прогрессивное развитие в рамках конкретной системы (общественно-экономической формации) становится действительно невозможным, то есть только два варианта дальнейшего развития. Либо деструкция (гибель), либо качественное изменение. Для дальнейшего прогрессивного развития необходима революция, т.е. изменение производственных отношений, в первую очередь отношений собственности.
Но для того чтобы совершилась революция мало чтобы прежняя формация достигла предела своего развития. Необходимо чтобы новый класс, которому предстоит стать господствующим классом – был, и был готов к своей миссии. Буржуазия появилась задолго до краха феодализма. Но лишь когда она достаточно «вызрела», она смогла и совершить революцию в общественной жизни.
Основной движущей силой, так сказать мотивацией, к развитию производительных сил общества, является стремление к более полному удовлетворению своих потребностей не всех членов общества, а только членов его господствующего класса. У буржуазии это выражается в получение прибыли с капитала.
Получение прибыли есть единственный стимул функционирования капиталистической экономики. Прежде чем вложить свой капитал в любую отрасль, любое производство, его собственник оценивает возможность получения прибыли с этого вложения. Отсутствие прибыли, или возможности её определения, лишает смысла вложения капитала, т.е. делает невозможным в принципе функционирование данной области деятельности на основе капиталистического способа производства.
Чем выше развитие производительных сил общества, тем масштабней проекты, реализация которых необходима для его дальнейшего развития. Но чем масштабней проект, тем сложнее определить будущую прибыль с вложения в него капитала.
С развитием капитализма развивалась и совершенствовалась система определения будущей прибыли, и гарантий её получения. Возникли товарные и фондовые биржи со всевозможными способами страхования сделок, дающие возможность определения будущих цен на товары и услуги, без чего практически невозможно определений и будущей прибыли, а, как следствие и целесообразности вложения в данный проект капитала.
Но сами эти рынки, без которых теперь невозможно определение будущей прибыли, требуют затрат на своё функционирование. И эти затраты, с увеличением масштабности проектов, объективно должны расти. Как показывает практика, растут они быстрее реального производства.
Когда грянул последний кризис, правительства разных стран бросились спасать в первую очередь финансовые институты, а не реальное производство. И дело не во влиятельности этих структур. Дело в том, что это именно они позволяют вести капиталистическое производство. Без них невозможно определить ни будущую прибыль, ни риски связанные с её получением, т.е. принципиально невозможно само функционирование экономики на основе капиталистического способа производства.
С точки зрения собственников капитала, нет ни какой разницы, куда его вкладывать, в реальное производство или финансовые рынки. И вкладывать капитал в реальное производство стало наиболее невыгодно, наиболее рисковано.
Кроме того существуют такие области деятельности, которые уже в настоящее время не могут функционировать на капиталистической основе, в которых принципиально невозможно определить как сроки окупаемости вложений, так ожидаемую прибыль. Это крупные научные исследования, космонавтика, крупные инновационные проекты и т.п. То есть, эти проекты вообще не могут реализовываться на основе капиталистического способа производства.
Развитие передовых отраслей экономики требует значительных затрат. Развивать их без участия государства невозможно. То есть расходы на их развитие можно покрыть только за счёт налоговых поступлений. Встаёт вопрос с кого и как эти налоги брать. Финансировать эти проекты за счёт трудящихся проблематично. А владельцы капиталов, которые и определяют на основе буржуазной демократии размеры налоговых выплат, не заинтересованы в повышении налоговой нагрузки на себя.
То есть, всему обществу, включая и буржуазию, эти вложения жизненно необходимы. Но каждому собственнику конкретного капитала по отдельности, это не выгодно, поскольку это уменьшает его действующий капитал и соответственно снижает получаемую с него прибыль.
Всё это говорит о том, что наиболее передовые отрасли экономики уже не в состоянии развиваться на чисто капиталистической основе.
То, что нынешний кризис системный (т.е. капиталистической системы в целом), а не очередной кризис перепроизводства, в настоящее время мало кто оспаривает. Если общество ещё и не исчерпало окончательно возможности развития своих производительных сил в рамках капиталистического способа производства, то уже вплотную подошло к этому рубежу. Вопрос в наличии того класса, того слоя населения, который: 1) объективно заинтересован в смене общественно-экономической формации; 2) способен стать следующим господствующим классом, в рамках новой общественно-экономической формации.
Понятно, что на сегодня заинтересованными в смене формации является большинство населения. В первую очередь по тому, что естественным интересом является улучшение жизненных условий, а не их ухудшение. Вопрос тут конечно не только в области справедливого распределения продуктов труда, а в том, что далее на капиталистической основе общество развиваться уже не может.
Буржуазия, конечно, не заинтересована в том, чтобы изменились отношения собственности. Поэтому ни какие части, группы, слои буржуазии не могут является тем классом, который заинтересован в революционных переменах. Но и трудящиеся, т.е. большинство населения не готовы к такой смене. В первую очередь от того, что до них ещё не дошло понимание своих коренных интересов.
История человечества насчитывает более 300 тыс. лет. Большинство из которых человечество прожило в бесклассовом обществе, при отсутствии государства, денег и частной собственности. Это было обусловлено неразвитостью орудий труда, необходимостью участия всех членов общества в добывании средств к жизни и не позволяло какой-то части общества быть вне этого процесса. Племя сообща добывало средства к жизни и распределяло их между всеми членами общества. Этот период называют ещё первобытным коммунизмом. Лишь последние 5 тыс. лет человечество живёт в обществе разделённом на классы.
С развитием орудий труда появилась возможность, когда несколько человек могли не только обеспечить себя средствами к жизни, но и прокормить ещё другого человека. В силу различных исторических обстоятельств, по большей части по средствам применения силы, часть общества стала рабовладельцами, а часть рабами. Началась эпоха рабовладения.
Дальнейшее развитие средств производства и классовая борьба привели к смене общественно-экономической формации. Наступила эпоха феодализма. На место рабовладельцев встали феодалы (помещики), рабы стали крепостными крестьянами. Помещик предоставлял крестьянину участок земли, на котором тот производил необходимые для своей жизни средства, а определённое количество времени крестьянин должен был бесплатно обрабатывать землю помещика (барщина).
С развитием промышленности возникла необходимость в свободных рабочих. Нарождающейся буржуазии нужны были крестьяне освобождённые от помещичьей зависимости. Самой буржуазии нужна была независимость от монархии, нужно было право частной собственности. В конце концов, для дальнейшего развития, буржуазии понадобилась власть. По миру прошла череда буржуазных революций, что привело к смене феодализма на капитализм. Появились новые классы,- капиталисты и пролетариат. В отличии от крепостного рабочий не имел ни участка земли ни иных средств производства. Средства к существованию он мог получить только работая на предприятии капиталиста продавая ему свою способность к труду. В течении рабочего дня рабочий какую то часть времени по сути работает бесплатно (вместо барщины) создавая прибавочную стоимость капиталисту. Зато рабочий получил полную свободу и независимость от конкретного капиталиста.
О том, что общество может быть устроено по иному, на принципах действительной свободы и социальной справедливости, различные философы стали рассуждать задолго до Маркса. Однако лишь Марксу удалось доказать, что капитализм непременно будет сменён другой общественно-экономической формацией, коммунизмом.
Меньше века прошло с образования первого государства, где была установлена власть трудящихся. Этим путём прошли уже десятки стран мира и некоторые из них по сей день идут путём построения коммунизма. Мир ещё только вступает в новую общественно-экономическую формацию. При этом надо иметь в виду, что такой формации, как социализм не существует. Социализмом принято называть первую фазу коммунизма, а вернее сказать - переходный период от капитализма к коммунизму. Социализм это уже не капитализм, но ещё не коммунизм. В нем присутствуют формы и капитализма и коммунизма. И от того, какие тенденции одержат верх, зависит сможет ли общество преодолеть переходный этап или произойдёт контрреволюция и общество вернётся к прежней общественно-экономической формации.
________________________________________
Я всегда стараюсь стремиться к тому, чтобы обсуждение уходило от обывательского трёпа и приближалось, если уж не к научному, то хотябы к аргументированному обсуждению.
Современное общество это капиталистическое общество. Общество, в основе которого лежат частная собственность на средства производства и наемный труд. Экономическая история капитализма представляет собой концентрацию и централизацию капитала в руках немногих, разорение мелких собственников в пользу крупных, превращение большинства населения в не имеющих экономически значимой собственности наемных работников. На рубеже ХІХ и ХХ веков этот процесс приобрел новое качество – на смену свободной конкуренции пришло господство монополий, концентрирующих процесс производства и технологии. В середине ХХ века торговые, а затем и производственные монополии переросли национальные рамки и превратились в транснациональные корпорации.
Капитализм не может замереть на какой-то точке, он должен постоянно двигаться по нарастающей. Сейчас ситуация такова, что развитие капитализма достигло предела. Такая ситуация складывалась уже не раз. Первый раз в начале 20 века и это спровоцировало первую мировую войну. Второй раз это было в 30-х годах и спровоцировало вторую мировую войну. Третий раз это было в 70-х годах, и спасением капитализма стало крушение социализма. И вот вновь ситуация, когда невозможно развиваться в достигнутых пределах.
Чтобы одни капиталисты могли развиваться, другие капиталисты должны уйти со сцены. Проще говоря должен произойти новый передел мира, который не возможен без большой войны. Но и это только на какое-то время лишь продлит жизнь капиталистической формации. Капитализм себя исчерпал. Обществу для дальнейшего своего развития необходим переход в новую общественно-экономическую формацию. Необходима революция.
_________________________
Обывательское представление о революции сводится к тому, что некой группе людей захотелось устроить переворот, кого-то свергнуть и самим придти к власти.
Для начала надо определиться с понятиями переворот и революция. Любая революция – это переворот. Но не всякий переворот есть революция. После смерти Петра Первого в России была целая череда переворотов, но ни кто не говорит, что это была череда революций. Революция (не только в общественной жизни) – это качественное изменение в определённой системе. Качественное в том смысле, что изменяется не количество или что-то подобное, а именно качество. При этом это качественное изменение имеет прогрессивный характер. Если развитое буржуазное общество вдруг вернётся к рабовладению, то это, конечно будет качественным изменением системы. Но это будет не прогресс, а регресс.
___________________________________
Общественно-экономические формации (ОЭФ) меняются не по воли отдельных людей, а вследствие развития производительных сил общества, когда существующий способ производства уже не может обеспечить дальнейшие изменения производственных отношений под возрастающие требования производительных сил.
Необходимые изменения в производственных отношениях (в первую очередь отношений собственности) неизбежно ущемляют интересы действующих сособственников средств производства. Поэтому они, как господствующий в обществе класс, противодействуют такой смене. Это тормозит развитие экономики в целом, что ведёт к стагнации и неизбежному спаду уровня жизни широких слоёв населения.
Если дальнейшее прогрессивное развитие в рамках конкретной системы (общественно-экономической формации) становится действительно невозможным, то есть только два варианта дальнейшего развития. Либо деструкция (гибель), либо качественное изменение. Для дальнейшего прогрессивного развития необходима революция, т.е. изменение производственных отношений, в первую очередь отношений собственности.
Но для того чтобы совершилась революция мало чтобы прежняя формация достигла предела своего развития. Необходимо чтобы новый класс, которому предстоит стать господствующим классом – был, и был готов к своей миссии. Буржуазия появилась задолго до краха феодализма. Но лишь когда она достаточно «вызрела», она смогла и совершить революцию в общественной жизни.
Основной движущей силой, так сказать мотивацией, к развитию производительных сил общества, является стремление к более полному удовлетворению своих потребностей не всех членов общества, а только членов его господствующего класса. У буржуазии это выражается в получение прибыли с капитала.
Получение прибыли есть единственный стимул функционирования капиталистической экономики. Прежде чем вложить свой капитал в любую отрасль, любое производство, его собственник оценивает возможность получения прибыли с этого вложения. Отсутствие прибыли, или возможности её определения, лишает смысла вложения капитала, т.е. делает невозможным в принципе функционирование данной области деятельности на основе капиталистического способа производства.
Чем выше развитие производительных сил общества, тем масштабней проекты, реализация которых необходима для его дальнейшего развития. Но чем масштабней проект, тем сложнее определить будущую прибыль с вложения в него капитала.
С развитием капитализма развивалась и совершенствовалась система определения будущей прибыли, и гарантий её получения. Возникли товарные и фондовые биржи со всевозможными способами страхования сделок, дающие возможность определения будущих цен на товары и услуги, без чего практически невозможно определений и будущей прибыли, а, как следствие и целесообразности вложения в данный проект капитала.
Но сами эти рынки, без которых теперь невозможно определение будущей прибыли, требуют затрат на своё функционирование. И эти затраты, с увеличением масштабности проектов, объективно должны расти. Как показывает практика, растут они быстрее реального производства.
Когда грянул последний кризис, правительства разных стран бросились спасать в первую очередь финансовые институты, а не реальное производство. И дело не во влиятельности этих структур. Дело в том, что это именно они позволяют вести капиталистическое производство. Без них невозможно определить ни будущую прибыль, ни риски связанные с её получением, т.е. принципиально невозможно само функционирование экономики на основе капиталистического способа производства.
С точки зрения собственников капитала, нет ни какой разницы, куда его вкладывать, в реальное производство или финансовые рынки. И вкладывать капитал в реальное производство стало наиболее невыгодно, наиболее рисковано.
Кроме того существуют такие области деятельности, которые уже в настоящее время не могут функционировать на капиталистической основе, в которых принципиально невозможно определить как сроки окупаемости вложений, так ожидаемую прибыль. Это крупные научные исследования, космонавтика, крупные инновационные проекты и т.п. То есть, эти проекты вообще не могут реализовываться на основе капиталистического способа производства.
Развитие передовых отраслей экономики требует значительных затрат. Развивать их без участия государства невозможно. То есть расходы на их развитие можно покрыть только за счёт налоговых поступлений. Встаёт вопрос с кого и как эти налоги брать. Финансировать эти проекты за счёт трудящихся проблематично. А владельцы капиталов, которые и определяют на основе буржуазной демократии размеры налоговых выплат, не заинтересованы в повышении налоговой нагрузки на себя.
То есть, всему обществу, включая и буржуазию, эти вложения жизненно необходимы. Но каждому собственнику конкретного капитала по отдельности, это не выгодно, поскольку это уменьшает его действующий капитал и соответственно снижает получаемую с него прибыль.
Всё это говорит о том, что наиболее передовые отрасли экономики уже не в состоянии развиваться на чисто капиталистической основе.
То, что нынешний кризис системный (т.е. капиталистической системы в целом), а не очередной кризис перепроизводства, в настоящее время мало кто оспаривает. Если общество ещё и не исчерпало окончательно возможности развития своих производительных сил в рамках капиталистического способа производства, то уже вплотную подошло к этому рубежу. Вопрос в наличии того класса, того слоя населения, который: 1) объективно заинтересован в смене общественно-экономической формации; 2) способен стать следующим господствующим классом, в рамках новой общественно-экономической формации.
Понятно, что на сегодня заинтересованными в смене формации является большинство населения. В первую очередь по тому, что естественным интересом является улучшение жизненных условий, а не их ухудшение. Вопрос тут конечно не только в области справедливого распределения продуктов труда, а в том, что далее на капиталистической основе общество развиваться уже не может.
Буржуазия, конечно, не заинтересована в том, чтобы изменились отношения собственности. Поэтому ни какие части, группы, слои буржуазии не могут является тем классом, который заинтересован в революционных переменах. Но и трудящиеся, т.е. большинство населения не готовы к такой смене. В первую очередь от того, что до них ещё не дошло понимание своих коренных интересов.