История слов и выражений.

Salo

Статист I степени
Зараза

В наше время сложно представить, что слово "зараза" можно рассматривать в качестве комплимента. Но раньше по-другому и подумать не могли, ведь оно использовалось для того, чтобы сказать девушке или женщине, насколько она прекрасна.
 

Salo

Статист I степени
Товарищ

Вот что пишет Б. В. Казанский в книге «Приключения слов» про этимологию этого слова:

Товарищ – старинное русское слово, образованное от товар, которое в свою очередь, заимствовано от тюркского тавар. Товар означало скот, а затем вообще все товары. В старорусском языке слово товар употреблялось, кроме основного своего значения, также в смысле имущество, состояние, с одной стороны, и транспорт, обоз, стан – с другой. Так, о князе Владимире повествуется в летописи, что он «приде в товары и посла бирючи (по есть послал вестников) по товарам». В том же значении стан, становище существовало и слово товарище. Летопись сообщает например о попытке князя Изяслава спасти становища: «Изяслав же все, вседше на конь, гна до товарищь их, и види товарища горяща, и воротися опять». В некоторых славянских языках товарин означает вьючное животное.

Следовательно, товарищ первоначально означает человека того же стана, соучастника похода или торгового путешествия, а затем спутника. В старинных документах часто встречается выражение: «такой-то боярин со товарищи», то есть с подчиненными ему людьми, помощниками. В этой линии развития слово товарищ вошло и в должностную терминологию. До самой революции существовали должности товарища прокурора, товарища министра, товарища председателя.

Забавно, что слово товарищ, имеющее в своей основе корень, связанный с торговлей, получило наиболее широкое распространение именно в тот период времени, когда правительственная идеология была направлена на то, чтобы убрать товарно-денежные отношения из области внимания граждан.
 

Salo

Статист I степени
Дождь
По материалам этимологического словаря Фасмера можно сделать вывод, что слово "дождь" родственно норвежскому "dusk-regn", которое переводится как "мелкий дождь" либо баварскому наречию "dusel"(изморось).

Фасмер отвергает теорию, по которой слово "дождь" происходит от славянского "dъјdјь", которое обозначало "плохо" либо "дурно". Однако в то время было развито именно сельское хозяйство, для которого дождь являлся положительным фактором. Некоторые специалисты склоняются к мнению, что слово "дождь" представляет собой некоторую модификацию славянского "даждъ", что значило "дай" и обращалось покровителю земледелия среди язычников Даждь-богу. Позже подобное обращение стало частью христианской молитвы, например : "хлеб наш насущный даждь нам днесь".
 

Salo

Статист I степени
День
Таким образом, как бы новейший язык ни отошел далеко от первобытного своего образа, однако следы его остаются в нем приметными и не изгладившимися. При старании можно до них добраться.
Приведем для примера одно только слово из сравнительного словаря на многих языках - День. День, динь, дзень, дженъ, диэна, деиц, диэс, диа, деирна, диорнод, джор, джорно, диэс, дис, жор, жур, дианг, даг, таг, дагур, дегов, дивес, дай, дэй... На сорока наречиях и языках видно, что все они одно и то же слово повторяют. Но какая сделалась разность между русским день, французским jour и немецким tag! Оба пути, по которым изменение слова происходило, весьма очевидны: Первый: день, диэна, диэц, диурно, джорно, жур. Второй: день, дань, даанг, даг, таг.
Существует ли ныне такой ближайший к первобытному язык? Если существует, тогда народы, говорящие отдаленными наречиями, могли бы отыскивать в нем корни и происхождение своих слов.
Источник: Славянорусский коренслов. А.С. Шишков.
 

Salo

Статист I степени
Гений

Слово гений происходит от латинского "genius", которое переводится как "разум", "дух". В подобной форме слово гений звучит в немецком ("genie") и английском( "genius") языках. Такое утверждение приводится в этимологическом словаре Фасмера: "стар. гениус, с эпохи Петра I (см. Смирнов 87), но также гениуш (XVIII в. – см. Благой 44). Две первые формы через нем. Genius или прямо из лат. genius, форма на -ш – из польск. Geniusz".

В свою очередь, в толковом словаре Даля отмечено, что гением является творческий дар человека, высший ум или способность, а также сам человек, которому они присущи.
 

Salo

Статист I степени
Баять.
Древнее слово, означавшее не просто говорить, а ворожить, околдовывать. От этого слова произошли такие слова, как:
* Обаяние - изначально это слово обозначало способность околдовать словами.
* Басня - буквально, рассказ.
* Баловать - исходное значение - говорить ребенку приятное. А уже потом слово получило современное значение - нежить, окружать излишней заботой.
* Балмошь, балабан и их производные означали человека, который говорит много и не по делу, то есть, в основном, сумасбродов и болтунов.
* Балагур и баламут. Люди которые много говорят.
* Балий. Это слово имело значение врач, целитель. Происхождение аналогично происхождению слова врач от глагола врать.
* Балить - означало раньше шутить, болтать.
* Обай - балагур, плут, обманщик, сплетник.
* Обавать - околдовать, обворожить.

... а так же многие другие.
 

Salo

Статист I степени
Гусары у каждого из нас ассоциируются с кавалерией. Само слово происходит от мадьярских (как сами себя называют венгры) составляющих: "husz", которое в переводе значит "двадцать", и "ar" – "подать". Образовался данный род кавалерии еще в 1458 году в Венгрии, в это время король Матвей Корвин решил образовать ополчение. Подобные отряды формировались из двадцати дворян и одной двадцатой всех их слуг.

В большинстве случаев гусары были задействованы лишь в боевых ситуациях, среди которых основное место занимали сражения с турками. Постепенно аналогичный род войска стал появляться и в некоторых других европейских странах, в частности, они защищали Австрию и Польшу. Именно из поляков был образован первый отряд гусар в Пруссии, который организовался в 1629 году. И в наше время все еще сохранились гусарские отряды в Голландии, Испании, Швеции, Франции, Англии, Дании и Венгрии. Первые упоминания о гусарских войскахна территории России отмечены 1634 годом. Число гусар постепенно увеличилось, особенно в преддверие войны с Турцией, которая произошла в 1711 году.

Но со временем гусарские войска в России были распущены, ведь их содержание довольно дорого обходилось для царского престола. Связана эта ситуация была с тем, что гусары представляли собой наемные войска, поэтому Петром Великим был отдан указ о роспуске этих отрядов. Позже это решение было пересмотрено, в целях экономии гусары формировались из однодворцев. Подобная служба была альтернативой пребыванию в ландмилиции, которую несли несоблюдавшие оброк. Анна Леопольдовна, во время своего правления, создала пять поселенных отдельных полков гусар, которые формировались по национальностям: молдавский, грузинский, сербский, венгерский и валахский отряды.

В 1741 году царским указом утверждается законность гусарских образований, установлена их деятельность в рамках армии. Для каждого гусара был выделен индивидуальный надел, они получали жалование и поселялись на территории Украины. Для гусар была свойственна сторожевая и пограничная служба в местах жительства в мирное время.
 

Q_star

Новичок
Заблокирован
Salo написал(а):
Идиот. Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «Идиотэс» означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.

И в России, к большому сожалению, "идиотами" часто называют людей, позволяющих себе иметь свое мнение, не вписывающихся в "общее стадо"...
 

Salo

Статист I степени
И в России, к большому сожалению, "идиотами" часто называют людей, позволяющих себе иметь свое мнение, не вписывающихся в "общее стадо"...
се ля ви.
кстати, твоя интерпретация воровства в магазине интересна... :p но видимо никто так и не понял твою мысль. :lol:
 

Q_star

Новичок
Заблокирован
се ля ви.
кстати, твоя интерпретация воровства в магазине интересна... :p но видимо никто так и не понял твою мысль. :lol:
ИнтерТрепация (с) такова:
Магазин это место где ПРИОБРЕТАЮТ товар.
Воровство - способ приобретения товара, кстати достаточно затратный, если пересчитать на деньги
риск и соотв. "таланты".
Тот кто приобретает таким образом товар в магазине считает, что другим способом приобретать ему ЭТОТ товар НЕИНТЕРЕСНО.
А задача продавца (маркетологов и пр.)- как раз и заключается в том, чтобы ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ покупателя платить за товар назначенную магазином цену и выполнять оплату удобным магазину способом.
Заинтересовать, а не ЗАСТАВИТЬ!
Чувствуете разницу???
 

Salo

Статист I степени
Квасной патриотизм
Настоящий патриот гордится великими делами своего на­рода, всегда и во всем стремится обеспечить за ним равное со всеми народами мира место; он не забывает о его национальных достоинствах и старается исправлять недостатки.
Но есть люди, считающие себя патриотами именно пото­му, что они без всякого разбора восхваляют все «свое» и по­рицают все «чужое». Они не видят настоящих, больших дел родины; их привлекают всевозможные мелочи, разные пу­стячные обычаи, иногда даже нелепые: покрой одежды, при­вычка к известным кушаньям... Сохранение всего этого пред­ставляется им главным патриотическим делом: если ты рус­ский, люби русские щи да кашу, пей русский квас, носи рус­скую бороду, а остальное - неважно!
Таких ограниченных людей, хуливших все иностранное, поэт П. А. Вяземский, друг А. С. Пушкина, и назвал впервые «квасными патриотами». «Многие, - писал он, - признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго (французский государственный деятель XVIII века) называл это лакейским патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».
 

Salo

Статист I степени
Антимонии разводить
Занудничать, долго, с бесконечными повторами заниматься делом, на которое и пары минут потратить жалко, тягомотно читать нотации либо не менее скучно хвалить кого-то. Скорее всего странное слово происходит
от греческого "антифон" - заунывное церковное пение с бесконечными повторами. То есть, первоначально разводили антифонии. Есть, впрочем, и другое объяснение. Антимоний (буквально: средство против монахов) -алхимическое название сурьмы и её препаратов. Hаиболее известным препаратом сурьмы было рвотное вино, введённое в практику Парацельсом. В 1556 году Парижский парламент запретил использовать в медицине
антимоний. Французские аптекари, торговавшие рвотным вином, не пожелали терпеть убытков и подали в суд. Дело об антимонии тянулось ровно сто лет и закончилось в 1656 году победой аптекарей. Это был
самый долгий судебный процесс за всю историю человечества, и он конечно достоин войти в поговорку. А чем на самом занимаются зануды: разводят они бесконечную судебную тяжбу или гундосят церковные
песнопения - решать читателю.
(с)
 

Salo

Статист I степени
Белая ворона
Вы не раз, вероятно, видели белых мышей и кроликов. Реже можно встретить белых дроздов, лошадей, коров, оленей. В Северной Америке водятся белые белки. Газета «Советская Россия» сообщала о подстреленной белой лисице, а журнал «Природа»- о выловленном осетре белого цвета. Труднее представить себе молочного цвета жабу с красными глазами… Есть, однако, и такие.
Чем же вызвана несвойственная перечисленным животным окраска и как это явление называется? Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами, а самое явление - альбинизмом (от латинского слова «альбус»- белый). Альбиносы бывают и среди ворон, но это необыкновенная редкость.
Именно это обстоятельство позволило римскому поэту-сатирику Ювеналу (I-II века н.э.) бросить такое сравнение: «Раб может выйти в цари, пленники - дождаться триумфа. Только удачник такой редкостней белой вороны…» Выдумка Ювенала понравилась, ее подхватили. С тех пор прошло две тысячи лет, а мы все еще говорим: «Это белая ворона», встречая, человека, резко выделяющегося из окружающей среды теми или иные качествами.

Стоит напомнить, что на Востоке родилось сходное выражение: «белый слон»; слоны-альбиносы с красными глазами очень редко встречаются и поэтому высоко
ценятся среди жителей полуострова Индокитай.(с)
 

Salo

Статист I степени
Ананасы в шампанском
Так называется стихотворение Игоря Северянина ставшее символом красивой жизни.

...В кругу девушек нервных, в остром обществе дамском
Я комедию жизни превращу в грёзофарс,
Ананасы в шампанском, ананасы в шампанском,
Из Москвы в Hагасаки, из Hью-Йорка - на Марс!


Впрочем, такая жизнь слишком часто оказывается настолько пустой, что кроме внешнего блеска, в ней ничего нет; одни только ананасы и шампанское.
(с)
 

Salo

Статист I степени
А все-таки она вертится!
Католическая церковь принудила великого итальянского физика и астронома Галилея (1564-1642) отречься от учения Коперника о том, что Земля подвижна, что она вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Перед лицом смертельной опасности семидесятилетний мудрец отступил.
Но народ не поверил, что это случилось. Сложилось предание, будто, произнеся отречение, старый ученый в ярости топнул ногой и воскликнул: «E pur si muove!»- то есть, если переводить дословно: «А ведь же она движется!»
Так это было или не так, но упрямое восклицание пережило века. Оно значит теперь: «Говорите что хотите, я уверен в своей правоте!»
(с)
 

Salo

Статист I степени
Бирюком жить (бирюк, сущий бирюк)
У И.С. Тургенева есть рассказ о суровом и угрюмом человеке, служившем лесником у крепостника-помещика. Жил он в лесу в сторожке, вдали от всех; был неразговорчив и нелюдим. Крестьяне звали его за его образ жизни и хмурый нрав Бирюком; так в некоторых южных местностях России называют волка.
Волк издавна привлекал к себе внимание как самый опасный для хозяйства хищный зверь. Русские люди прекрасно изучили его повадки и привычки и нередко вспоминали их, говоря и о человеке. Так создались поговорки: «Волка ноги кормят», ибо этот зверь охотиться на ходу, обегая большие пространства, или: «Как волка ни корми, он все в лес смотрит», потому что волки трудно приучаются. Таким же распространением пользовались и выражения «быть, жить, смотреть бирюком». Русское «бирюк»- от тюркского «бир» - «один».
(с)
 

Salo

Статист I степени
Плясать под чужую дудку

Две с половиной тысячи лет назад, во время войны с мидя­нами, персидский царь Кир тщетно пытался склонить на свою сторону малоазийских греков. Когда же он покорил мидян, греки выразили готовность подчиниться ему. На это он рас­сказал их послам басню Эзопа «Рыболов и рыбы». Один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: «Глу­пые! Перестаньте плясать. Когда я играл на флейте, вы не хотели делать это, а теперь, когда я перестал, вы пляшете».
«Плясать под чужую дудку» - значит: подчи­няться кому-нибудь, дей­ствовать по чьему-либо внушению, следовать чу­жой воле.
 

Salo

Статист I степени
Адвокат дьявола
Со времен средневековья в католической церкви существует такой обычай. Когда церковь решает канонизировать, то есть признать нового святого, устраивается диспут между двумя монахами. Один всячески восхваляет умершего «мученика» или «угодника»; это – «адвокат божий» («адвокат» - от латинского слова «адвокаре»: призывать на помощь). Другому же поручается доказывать, что канонизируемый немало грешил и недостоин такого высокого звания. Этот-то спорщик и называется «адвокат дьявола».
Потом так стали звать людей, которые любят дурно говорить о других, стараются и в хорошем непременно найти недостатки, плохие стороны. Называют так и придирчивых, въедливых оппонентов.
 

Salo

Статист I степени
Притча во языцех
Если эти слова перевести со старославянского на русский, то получится: «история, известная всем народам», «то, о чем говорят на многих языках».
Вот в каком контексте употребляет это выражение Г. И. Успенский в повести «Нравы Растеряевой улицы»:
«Неповоротливость, угрюмость и деревенщина, одолевав­шие Семена Ивановича, сделали то, что он стал какою-то притчею во языцех чиновников и на долгое время доставил им материал для развлечений». «Стать притчей во языцех» - значит получить печальную славу, подвергнуться всеобщему осмеянию или осуждению.
 

Salo

Статист I степени
Ящик Пандоры
Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и пере­дал людям огонь богов (см. «Прометеев огонь»), отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небо­жителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткры­ла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда. Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.
 
Сверху