Помимо сокращения расходов, фиксируется изменение структуры потребления россиян. Пока фиксируется негативный тренд, который может измениться к концу года.
За три квартала 2022г. продажи крупнейших супермаркетов выросли менее чем на 12%, что с учетом продовольственной инфляции 14% за этот период говорит о сокращении продаж в физическом объеме, номинальное увеличения выручки обеспечивается исключительно ростом цен. Аналогичная ситуация по ретейлу наблюдается в сфере малого бизнеса. Выручка на уровне прошлого года поддерживается за счет увеличения среднего чека. Положительная динамика только у магазинов разливного пива – 16% год к году. Также наблюдается незначительный рост по стритфуду и магазинам одежды на 1-2%, что объясняется эффектом замещения – увеличения продаж в стритфуде идет за счет снижения продаж в ресторанах, а рост продажи одежды компенсирует уход западных брендов. В других категориях продажи сокращались. Сокращается доля трат россиян на лекарства – по данным «Ромира» в третьем квартале 2022г. «индекс аптечки», показывающий соотношение расходов на фиксированный перечень медицинских товаров и совокупных расходов россиян, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 11,8%. Активно растет рынок он-лайн продаж, по продовольственным товарам по итогам 2022г. ожидается его увеличение на 60%, но при этом объем рынка составит не более 620 млрд руб., в общем объеме розничной торговли в Россия доля он-лайн продаж составляет всего около 3%. В непродовольственном сегменте объем продаж упал на 15%, в категориях мебели, бытовой техники и электроники – примерно на 30%.
Анализ структуры расходов показывает, что уже во втором квартале 2022г. она стала походить на «пандемийную» модель потребления. Траты на покупку алкоголя, сигарет и сладостей увеличились по сравнению с прошлым годом на 19%, резко снизились расходы на посещение спортивных и культурных мероприятий – на 27%. Траты на общепит, в первую очередь, фаст-фуд, выросли на 15%. По мнению аналитиков, «в ситуации неопределенности россияне увеличивают расходы на вредную пищу и алкоголь – дешевые заменители развлечений, помогающие скрасить досуг и заесть стресс, но при этом предпочитают сократить траты на досуг вне дома».
Дополнительное давление на потребителей могли оказать и региональные инициативы по сокращению расходов на новогодние праздники, однако по мере корректировки и изменений этих непроработанных решений, можно до конца года увидеть рост потребительской активности. Один из сигналов восстановления – ситуация с потребительским кредитованием. Несмотря на то, что по итогам октября средний размер потребительского кредита в России составил 235 тыс. руб., что на 19% меньше показателя сентября и на 12% меньше октября прошлого года, спрос на заемные средства восстанавливается: количество запросов в месячном выражении увеличилось на 6%, потребкредитов — на 1,5%. Увеличение запросов отложено приводит к росту кредитования. Позитивная динамика наблюдается уже в ноябре: например, в период распродаж «черной пятницы»11–13 ноября среднесуточный оборот розничной торговли в Москве увеличился на 35% и превысил 22 млрд руб. По данным "Ромир", в период с 14 по 20 ноября средние недельные расходы россиян увеличились по сравнению с предшествующей неделей на 2,6%, в годовой динамике индекс недельных расходов вырос на 8%.
Связаться с редакцией - @Russicanew
t.me